Вы стоите в центре минного поля. Всего вам доброго.
«Свадьба Фигаро» была написана Моцартом в 1786 году по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, Женитьба Фигаро».
Моцарта привлекла смелость и острота комедии. В доме графа Альмавивы готовится свадьба двух слуг Фигаро и Сюзанны. Но графу самому нравится Сюзанна. И он всячески пытается отсрочить свадьбу. Ум, находчивость и ловкость Фигаро ломают все преграды. Слугам удается даже одурачить своего господина и поставить его в неловкое положение. День, полный тревог, заканчивается веселой свадьбой.
Сюжет комедии был особенно близок Моцарту, которому пришлось самому испытать всю тяжесть бесправия. Возможность показать в опере превосходство простого человека над богатым и знатным вельможей особенно привлекла его к этой комедии.
Либретто оперы принадлежит итальянцу Лоренцо Да Понте. Несмотря на то. Что Да Понте был вынужден сгладить наиболее острые моменты комедии Бомарше. В опере осталась её главная мысль – превосходство слуги над господином.
Главный герой Фигаро (баритон) показан в опере очень разнообразно. Арии Фигаро и ансамбли, в которых он участвует, раскрывают различные стороны его характера: находчивость, лукавство, остроумие.
Первый сольный номер Фигаро – его каватина из первого действия. Только что от Сюзанны он узнал, что граф не прочь поухаживать за ней.
Первая и третья часть каватины выдержаны в жанре галантного менуэта – это мысленное учтиво предупредительное обращение Фигаро к своему барину:

Ноты

А вот средняя часть каватины рисует подлинный, без маски, портрет самого Фигаро – смелого, напористого, энергичного:

Ноты

Еще более выпукло музыкальный портрет героя очерчен в его арии, завершающей первое действие:

Ноты

Фигаро обращается здесь к пажу Керубино, который по приказанию графа должен отправиться в полк. Остроумно, добродушной усмешкой рисует юному Керубино его будущее.
Чеканная маршевая музыка с характерными трубными возгласами образно передает картину походной солдатской жизни. Ария написана в форме рондо. Основная маршевая тема повторяется в арии три раза, каждый раз с одними и теми же словами., а в заключении звучит у всего оркестра forte. В промежутках между проведениями основной темы появляется то легкая, изящная музыка, то фанфарная.

@темы: статьи, музыка